“Слово маме!”: долгосрочные социальные результаты в жизни подопечных

В этом году мы провели анкетирование и фокус-группу, в которых участвовали наши выпускницы.

Нам не всё равно, что происходит с нашими подопечными, мы общаемся, всячески их поддерживаем, приглашаем на праздники.

И в один из праздников, пока дети играли с аниматорами, наши психологи опросили мамочек, как изменилась их жизнь после выпуска. Как повлиял наш Смоленский дом для мамы на их жизнь и жизни их детей. Какие жизненно- важные умения и навыки они приобрели.

Если говорить языком учебы, мы сделали срез знаний.

В этом нам помогали специалисты АНО “Эволюция и филантропия” под руководством Ольги Евдокимоой, в рамках проекта “Слушай с пользой”. А еще наши друзья-волонтеры.

Модератор – Кремень Ф.М., к.психол.н., зав.кафедрой социологии Смоленского государственного университета;

Помощник модератора: Умнихина К.Л., социальный педагог Благотворительного фонда «Смоленский дом для мамы»,

Автор-разработчик анкеты и гайда фокус-группы, внешний аналитик– Трахтенберг А.Д, к.полит.н., старший научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург;

Расшифровка аудио- и видеозаписи – «Фонд Социум», г. Екатеринбург.

Спасибо нашим замечательным специалистам!

 

Задачи исследования: 

 

  1. Выявить источники информации о деятельности «Смоленского дома для мамы».
  2. Выявить отношение клиенток к деятельности «Смоленского дома для мамы» и их оценку качества предоставляемых кризисным центром услуг.
  3. Определить, как повлияло обращение в кризисный центр на самооценку клиенток и уровень их социальной адаптации.
  4. Оценить отношение клиенток к взаимодействию «Смоленского дома для мамы» с православным приходом при храме Архангела Михаила.

 

Структура исследования: 

  1. Фокус-группа с участием 10 бывших клиенток кризисного центра.
  2. Социологический опрос 52 бывших клиенток кризисного центра.

 

Основные выводы по результатам исследования: 

 

  1. Основными источниками информации о «Смоленском доме для мамы» были источники неформальные – друзья, знакомые, сотрудники органов социальной защиты и т.п. При этом клиентки, как правило, сами активно не искали информацию, а пользовались той, которую получили в критической ситуации. СМИ в качестве источника информации о кризисном центре не использовались.

 

  1. Участницы фокус-группы считали нужным подчеркнуть, что имели право на обращение в кризисный центр, поскольку находились в действительно безвыходной ситуации. Если ситуация, по их мнению, была недостаточно тяжелой (есть жилье, работа и т.п.), они испытывали сомнения в своем праве на помощь.

 

  1. И участницы фокус-групп и участницы опроса продемонстрировали очень высокую удовлетворенность работой «Смоленского дома для мамы». Особенно высоко они оценивали ту психологическую поддержку, которую  получили при обращении и продолжают получать сейчас от сотрудников кризисного центра. Материальная помощь, помощь с жильем и занятия с детьми также оценивались высоко, но психологическая поддержка по частоте упоминания и степени одобрения однозначно лидировала.

 

  1. Пользование услугами кризисного центра, как правило, приводило к заметному росту уверенности клиенток в себе и налаживанию отношений с окружающими. В результате повышался уровень их социальной адаптации: они начинали искать и успешно находили работу, переходили к самостоятельному содержанию себя и детей. Уровень доходов, который они при этом были в состоянии обеспечить, находился в пределах прожиточного минимума, поэтому они по-прежнему нуждались в помощи «Смоленского дома для мамы», прежде всего для организации занятий с детьми и досуга детей.

 

  1. Обращение в кризисный центр, как правило, приводило к улучшению отношения клиенток с родственниками, однако их отношения с партнерами продолжали оставаться токсичными. Вообще улучшение отношений с партнером являлось наиболее трудно решаемой проблемой.

 

  1. Участницы опроса отмечали позитивную роль, которую играет в деятельности кризисного центра храм Архангела Михаила (Свирской церкви) и его настоятель. Большинство участниц опроса указали на улучшение отношения к православию. Об этом же свидетельствуют и высказывания участниц фокус-группы.

Результаты исследования были изложены директором Дома Татьяной Сергеевной Степановой на организационном собрании сотрудников центра. По результатам обратной связи были разработаны рекомендации для специалистов центра, которые помогут улучшить качество оказываемой помощи матерям с маленькими детьми и беременным, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Похожие записи